Как выбрать бизнес по франшизе

Хотите развить бизнес с минимальными вложениями и в кратчайшие сроки? Присмотритесь к открытию франшизы!

Правильный выбор франшизы во многом определит ваш успех – узнайте, как правильно это сделать и на что обратить внимание.

Средняя рентабельность инвестиций во франчайзинге за первые 10 лет работы составляет более 600%. Для обычных независимых предприятий за аналогичный период – только 300%. Доля франчайзинга в мировом ВВП в среднем составляет 2,7%. В мире работают более, 2,6 млн франчайзинговых компаний, которые дают более 29 млн рабочих мест по всему миру.

Франшиза

это готовая бизнес-модель

Франчайзинг

это вид рыночных отношений между покупателем зарекомендовавшего себя бренда (франчайзи) и владельцем этого бренда (франчайзера)

Почему стоит выбрать бизнес по франшизе

Покупка франшизы имеет много преимуществ по сравнению с организацией бизнеса с нуля. В первую очередь это зачастую самый быстрый способ развития компании при минимальных инвестиционных рисках и вложениях.

Одно из основных преимуществ – это стабильность. Ключ к успеху – уже отработанные и успешные технологии ведения бизнеса.

Обычно франшиза позволяет снизить срок окупаемости и выход на прибыль по сравнению с самостоятельным запуском бизнеса за счет использования уже готовой бизнес-модели.

В каких сферах больше всего предложений от франчайзеров в России

В сфере торговли
48%
Общественное питание
23%
Бытовое обслуживание
12%
Обслуживание бизнеса
6%
Развлечения, путешествия, спорт
5%
Медицинские услуги
3%
Автосервис
2%
Строительство
2%

Как купить франшизу и на что обратить внимание при ее выборе

Чтобы понять, как правильно выбрать франшизу, а также на какой нише остановиться именно вам, рекомендуется изучить:

  • Перспективность и уровень развития отрасли, где работает франчайзер, и его конкурентные преимущества (например, применение особых технологий работы в логистике/производстве/маркетинге)
  • Степень конкурентной среды в отрасли
  • Срок деятельности бизнеса франчайзера (для большинства сфер наилучший вариант – от двух лет, с наличием не менее двух точек)
  • Есть ли у компании бренд и логотип, узнаваемы ли они
  • Есть ли собственный сайт у компании
  • Есть ли положительные отзывы потребителей и публикации в СМИ (в зависимости от специфики бизнеса)
  • Уникальное торговое предложение (УТП)
  • Степень поддержки со стороны франчайзера

Кстати, франчайзинг – это гарантированный успех даже для новичков – бренд работает сам за себя. 9 из 10 открывшихся на условиях франчайзинга предприятий работают успешно

Что еще учитывать, прежде чем подписывать договор франчайзинга

Хороший показатель благонадежности франчайзера – его участие в отраслевых выставках и представленность в каталогах по франшизе.

Важны условия для организации стартапа, такие как стоимость франшизы, срок окупаемости, объем стартовых инвестиций, рентабельность бизнеса и потребность в площадях.

Кроме того, рассчитайте, какое количество сотрудников предстоит взять на работу. Проверьте, есть ли уже реально работающие по интересующей вас франшизе компании, и изучите их пример.

Если бренд неизвестен в вашем регионе, есть ли смысл покупать эту франшизу

  • Если она успешно показала себя в других регионах, высока вероятность успеха первым из франчайзи. Возможно, франчайзер будет готов продать вам мастер-франшизу (когда франчайзи получает права передавать франшизу третьим лицам и по сути сам становится франчайзером, только на определенной территории)
  • Если бизнес нишевой и узкопрофильный, в широкой узнаваемости нет необходимости. Основным показателем для разрешения сомнений в данном случае служит окупаемость, финансовая устойчивость и успешность бизнес-модели франчайзера
  • Не забывайте, что хороший франчайзер будет осуществлять маркетинговую поддержку и консультирование своих франчайзи на всех этапах маркетингового планирования

О чем еще нужно знать

Идеи для малого бизнеса: какие есть плюсы в работе по франшизе?

  1. вы получите готовую бизнес-модель, что позволит сэкономить время на запуске проекта.
  2. вам не потребуется полностью прорабатывать идею для малого бизнеса, ведь сартап будет работать под уже узнаваемым и зарекомендовавшим себя брендом. В результате потребуется меньше вложений в маркетинг и рекламу для завоевания доверия клиентов.
  3. вы можете рассчитывать на поддержку от франчайзера не только на старте, но и в дальнейшем. Если вы купите франшизу, франчайзер предоставит вам:
  • информацию о предполагаемом сроке окупаемости
  • готовые рекламные материалы
  • описанные бизнес-процессы и проверенные технологии работы
  • консультации по выбору системы налогообложения, оформлению торговой точки, формированию ассортимента, выбору торгового и кассового оборудования обучение и повышение квалификации сотрудников
  • возможность кредитования по специальным франчайзинговым программам банков-партнеров
  • корпоративные скидки
  • возможность предоставления торгового места на гораздо более выгодных условиях франшизы, в результате чего франчайзи получит шанс попасть в крупные торговые центры и др.

Как оплачивается франшиза

Если вы купили франшизу кофейни, аптеки, пекарни или любую другую, то вам нужно будет оплатить ее. Есть два вида платежей:

  1. Единовременная плата за право на работу под торговой маркой (так называемый паушальный взнос)
  2. Периодические отчисления, или роялти. Они фиксированы или рассчитываются как часть прибыли/процент с выручки (обычно – денежный оборот за месяц)

Какие обязательства берет на себя франчайзи?

  • Отдельная оплата может браться за рекламные взносы, обучение, сопровождение старта бизнеса и т.д
  • Контроль со стороны франчайзера может сковывать возможности в развитии и ограничивать инициативы франчайзи
  • Кроме финансовых обязательств вам потребуется вести бизнес по стандартам этой компании со строгим соблюдением принятых ею правил
  • Невыполнение условий договора может повлечь штрафы
  • При смене политики франчайзера условия работы предпринимателя могут ухудшиться 

«Готовый бизнес по франшизе»

«Калина-Малина» — формат продуктовых магазинов с натуральными продуктами от местных производителей.

Сеть относится к группе компаний «ВОЛКОВ ГРУПП»

Розничная сеть насчитывает более 125  магазинов, среди которых 61 магазин работают по франшизе в Кемеровской, Новосибирской и Томской областях, Красноярском и Алтайском краях.

Франшиза используется в двух направлениях:

  • Инвестиционная
  • Франшиза в аренду (готовый бизнес без вложений)

Условия для партнеров франшиза в аренду:

  • фиксированный роялти на протяжении всего времени 8.1%;
  • паушального взноса нет;
  • дополнительных платежей нет;

Преимущества работы:

  1. Персональный менеджер, который закреплен за каждым партнером
  2. Собственное приложении лояльности
  3. Прозрачные метрики и дашборды
  4. Система Автозаказа на каждом магазине
  5. Все логистические вопросы решает компания

Обратите внимание: бывает и бесплатная франшиза. В России для франшиз сферы розничной торговли характерно отсутствие паушального взноса и роялти. При этом их почти всегда используют франчайзинговые системы общественного питания и сферы услуг.